Предупреждение травматизма и гибели детей на пожарах является одним из направлений деятельности МЧС. В этой области пропагандисты проделывают большую работу как с младшим, так и старшим поколениями: проводят акции, конкурсы, фестивали и слеты, создают игры, книги и наглядно-изобразительную продукцию, снимают видеоролики и фильмы, а также запускают информационно-пропагандистские кампании.
Такой комплексный подход приносит свои плоды: если в 1986 году статистика фиксировала 101 случай трагического исхода с участием детей, то в 2020 году он был всего один. Но останавливаться на полученном результате нельзя даже тогда, когда цифра станет равна нулю.
Дети по своей природе очень пытливы и любознательны. Каждый день для них – новая история, которую они переживают, максимально погружаясь во все происходящие процессы. Однако они не всегда понимают, что стоит за теми или иными действиями, которые совершаются для познания окружающего мира. Нельзя оставить без внимания и взрослых, которые позволяют себе оставлять детей без присмотра. Им кажется, что за это время не может случиться ничего серьезного, но его всегда достаточно, чтобы секундная беспечность обернулась трагедией на всю жизнь.
В преддверии весенних каникул, чтобы призвать взрослых ни в коем случае не оставлять детей одних, Центр пропаганды МЧС снял новый фильм для родителей, дедушек, бабушек и всех тех, кому небезразличны детские жизни. В нем на примере реальных историй семей можно своими глазами увидеть, к каким результатам может привести беспечность родителей и, как следствие, детская шалость с огнем.
Первое правило подавления агрессии подростков — не проявлять агрессию самому. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, родительская агрессия зачастую вызывает эффект «снежного кома», только усугубляя ситуацию. Так что возьмите себя в руки. Кстати, это же касается и проявления агрессии к другим членам семьи: если подросток видит, что его родители ругаются, он может брать с них пример: вам можно, а почему мне нельзя?
Что делать родителям?
Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка ”лицом к себе ”, попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству — все это поможет вам "переключить” его энергию при условии ненавязчивого контроля.
Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком”, от которого ничего не зависит.
Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых. Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать” себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что”.
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.
Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать
назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.
Научите его состраданию. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.
Уважайте индивидуальность подростка.
Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
Агрессия подростков может быть направлена в другое русло. Иногда спорт и творчество помогают преобразовать проявления агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив таким образом первопричину агрессии. Если ребенок стал совсем неконтролируемым, проявляет физическую агрессию по отношению к ровесникам и даже взрослым, может понадобиться помощь специалиста. Но учтите, что нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы. Часто родители усугубляют проявления подростковой агрессии, так что, возможно, психолог посоветует и вам кое-что пересмотреть в вашем поведении и отношениях с ребенком. Агрессия подростков — это, пожалуй, самое неприятное проявление подросткового возраста, с которым непросто бороться, но для любящих родителей нет ничего невозможного!
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 мая 2003 г. N 200-З
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
(ВЫДЕРЖКИ)
Статья 5. Категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
безнадзорных;
беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
привлеченных к административной ответственности;
совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Статья 14. Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и условия пребывания в них воспитанников
В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.
В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.
В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о
помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:
в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, или 10.5, или 10.9, или 17.1, или 17.3, или 17.5, или 17.6, или 18.16, или 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.
Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.
Порядок приема несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения определяется, перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части шестой настоящей статьи, устанавливается положением о соответствующем виде специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.
Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.
Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
Пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанного учреждения самовольный уход, и (или) не возвратился в указанное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой настоящей статьи.
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения.
Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.
Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:
организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;
информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;
направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных
переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;
подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;
применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
Руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений, кроме полномочий, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних.
К мерам педагогического воздействия, кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:
запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;
помещение в комнату реадаптации.
Запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.
Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.
Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.
Воспитанники, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.
Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.
Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится в их присутствии.
При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.
Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.
Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Воспитанники, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.
Порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям, опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, формы документов, используемых специальными учебно-воспитательными учреждениями, специальными лечебно-воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитаннику в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Ответственность родителей за воспитание и содержание детей
Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.
Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.
Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.
Ответственность родителей за воспитание детей
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важнейшая обязанность родителей. В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: семейную, административную, гражданскую, уголовную.
Семейно-правовая ответственность: Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 КоБС).
Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
лица, принимающие участие в воспитании и со держании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).
Какие административные наказания могут применяться к родителям?
К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
В каких случаях родители несут уголовную ответственность?
Гражданско-правовая ответственность
Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК).
Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества (ст. 956 ГК).
Кто и при каких обстоятельствах может ли шить родителей родительских прав или ограничить их в правах? Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они (ст. 80 КоБС): уклоняются от выполнения обязанное родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).
Что влечет за собой лишение родительских прав? Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).
К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерейне хватает и в школе и в семье. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, про должает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств.
Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношение родителей к своим несовершеннолетним детям тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительски: обязанностей все будет обстоять благополучно.
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения
ВНИМАНИЮ УЧАЩИХСЯ и родителей !
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь за нарушение пешеходами Правил дорожного движения, в частности при движении по краю проезжей части в темное время суток без светоотражателя,предусмотрено предупреждение либо штраф от 0,1 до 0,5 базовой величины, а за те же нарушения в состоянии алкогольного опьянения - от 1 до 3 базовых величин. За нарушения ПДД пешеходами, повлекшие ДТП (а также оставление места ДТП с их участием), взимается штраф от 4 до 20 базовых величин.
При привлечении пешехода к административной ответственности за нарушение установленных Правил (в том числе и за отсутствие светоотражающего элемента) и возможности оплатить штраф на месте инспектор ГАИ обязан выдать нарушителю на руки квитанцию об оплате и копию постановления, где будет указаны дата, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статья КоАП РБ, предусматривающая административную ответственность, а также сведения об инспекторе. Если же гражданин не согласен с нарушением, не хочет или не имеет возможности оплатить штраф на месте, на него будет составлен административный протокол, где будет описана суть нарушения. В данной ситуации возможно 2 варианта решения проблемы:
1-й вариант: Инспектор в любом случае, даже при несогласии нарушителя, имеет право вынести постановление на месте. Тогда он обязан в 30-тидневный срок оплатить сумму штрафа, указанную в копии постановления, выданного на руки (также на руках будет копия протокола).
2-й вариант: Инспектор составит протокол и назначит день, время и место, куда нарушителю следует явиться на комиссию по рассмотрению административных протоколов, где и будет принято решение. В таком случае на руках у него будет копия протокола.
Кроме сотрудника ГАИ привлечь пешехода к административной ответственности может участковый инспектор милиции. В таком случае, согласен нарушитель или нет, действия милиционера следующие: участковый инспектор составляет административный протокол, где указывает дату, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статью КоАП РБ, предусматривающую административную ответственность, сведения о себе (звание, Ф.И.О.), также в протоколе указывается дата, время и место, куда нарушителю необходимо явиться для вынесения решения. На месте выносить решение, а тем более взимать штраф, участковый инспектор не имеет права. Если берут штраф, то при этом обязательно выдаётся квитанция.
В любом из вышеуказанных случаев нарушитель имеет право на обжалование решения в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25 - 40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %).
Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха. На рынке в ассортименте товаров представлены: фликеры (подвески, наклейки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.
Информируем вас, что Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Закон дополнен статьёй, устанавливающей, что с 05.09.2012 г. несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не могут находиться в период с двадцати трёх до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей, либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц. Сотрудник милиции, обнаруживший такого несовершеннолетнего, обязан составить акт, установить личность несовершеннолетнего, данные его родителей, опекунов или попечителей, сведения о регистрации их по месту жительства. На всё это закон дает три часа, после чего обнаруженного подростка надо передать отцу или матери либо, по их поручению, совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр.
Статья 159 Уголовного Кодекса РБ "Оставление в опасности"
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА. ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ
«За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ» 1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи —наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года. 2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет. 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры! Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни родную кровиночку. Ст. 159 Объектом преступления является жизнь и здоровье человека, находящегося в опасном для жизни состоянии. Состояние является опасным для жизни, когда без необходимой и немедленной помощи может наступить смерть потерпевшего. Под опасным для здоровья состоянии следует понимать угрозу причинения существенного вреда здоровью потерпевшего, т.е. тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья. Объективная сторона. Совершение преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 159 УК РБ выражается в бездействии – лицо, которое заведомо сознает нахождение потерпевшего в опасном состоянии и может оказать помощь, не оказывает ее, совершение этого преступления может выразиться и в несообщение надлежащим учреждениям и лицам о необходимости оказания помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. Если лицо имело возможность оказать помощь, устраняющую опасность, но ограничилось сообщением о существующей опасности, то уголовная ответственность не исключается. Важным условием уголовной ответственности является отсутствие риска для жизни и здоровья лица, оказывающего помощь, или других лиц. Преступление имеет место с момента не оказания помощи потерпевшему (считается оконченным). Наступление последствий не влияет на квалификацию. Однако учитывается при назначении наказания виновному. Субъективная сторона оставления в опасности характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что потерпевший находится в опасном для жизни и здоровья состоянии, и ему необходима нетерпящая неотлагательная помощь, которую это лицо может оказать и желает бездействовать. Субъектом по ч. 1 ст. 159 УК РБ может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159, является лицо, на котором лежит обязанность заботиться о потерпевшем. Обязанность заботиться о потерпевшем может основываться на законе. Такая обязанность может вытекать из брачно-семейных отношений, например, забота родителей о малолетних детях и т.д., а также из служебных и профессиональных обязанностей. Ч. 3 ст. 159 УК РБ предусматривает ответственность за заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние. Поэтому субъектом по ч. 3 может быть только лицо, виновно поставившее другое лицо в опасное состояние. Преступление имеет место с момента невыполнения обязанности по оказанию помощи потерпевшему после поставления его в опасное для жизни или здоровья состояние. В тех же случаях, когда в результате оставления в опасности лицом, возникшей по его вине, наступила смерть или телесное повреждение, ответственность должна наступать по ч. 3 ст. 159 и статьям УК в зависимости от совершенного преступления. С субъективной стороны (по ч. 3 ст. 159) постановление в опасное для жизни или здоровья состояние характеризуется косвенным умыслом либо неосторожностью, как в виде неосторожности или небрежности. Если при проставлении в опасность, то ответственность должна наступать за покушение, либо оконченное более тяжкое преступление.
Уважаемые родители! Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии»